Об Откровении

Тема в разделе "Богословские вопросы", создана пользователем Гендальф Серый, 12 дек 2009.

  1.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    C вашего позволения побрюзжу на классику – катехизис свт. Филарета.
    «Откровение бывает естественным и сверхъестественным».
    Писалось это в эпоху цветения позитивизма как новой парадигмы или, по крайней мере, её философской базы.
    Православные бессознательно подыграли этому учнию, откопав у средневековых католиков деление откровения на вышеуказанные. Но что же из этого следует?
    Вся христианская религия держится на Откровении.
    Быт.17:1 «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен»; «И сказал Бог Моисею: взойди на гору...». и в Новом Завете также «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» (Деян.8:29) «Между тем, как Пётр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя» (10:19) «Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь» (11:12).
    Таким образом, мы выводим Откровение в отдельное явление, вполне удовлетворяющее позитивистским требованием, с одной только поправкой: лично мне Святой Дух прямо (как отцам, пророкам и апостолам) ничего не говорил, и всем моим знакомым – тоже! :(
    Выходит, что атеизму, обосновывающему себя позитивистски, остаётся только резюмировать: Бога нет, ибо мне Он на ухо ничего не шепчет. 8=)
    Тогда мы ринемся доказывать, что Бог не «во гласе трубне», а глубоко в душе (очень глубоко :oops: ), тем самым отрицая подлинную основу христианства – Откровение (по катехизису «сверхъестественное Откровение»).
    Итак, мы уже давно боимся собственного опыта. Запуганность «прелестью» мечет нас в противоположную крайность – позитивизм в духовной жизни. Сегодня фраза «мне Бог сказал...» вызовет усмешку прежде всего у православных. Обилие же подобных фраз в Писании мы, по позитивистскому малодушию приписали чуть ли не фонетическому эффекту. Писание нам покажется наивным, если личное озарение Петра или Павла мы назовём гласом Божиим. И если Моисею не Бог водил зубилом по камню, то декалог почти теряет истинность в глазах недоверчивых духовному опыту верующих. Налицо некая мизантропия, кстати, вполне Августино-Кальвинистской природы.
    Безусловно, опасность «слева» есть, но почему мы не видим всегда восполняющей её опасности «справа»? Преп. Дорофей пишет: «я не видел большего безумия, чем монах, доверяющий своим чувствам». Но сам советует послушание старцу, доверяющему своим чувствам. Никуда от этого рискованного доверия своим религиозным чувствам не деться. Жалкие попытки спрятаться за Писание или корпус свв. отцов не избавляют от этой необходимости распознавать «что это было?». И вслед за гласом Бога, ищущего своего Адама, спросить: «Господи, где ты?».
    Вывод: мы становимся перед необходимостью признать интуитивность познания Откровения Божия (и малого и большого), и вместе с тем его подлинность, явленную в Писании и у отцов. Признать деление откровений на «естественное» и «сверхъестественное» весьма условным, т.к. и то и другое единосущно.

    Это мысли вслух... ошибки возможны... как и прозрения! :aa:
     
  2.  
    Ольга
    Оффлайн

    Ольга Пользователь

    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Очень рада Вас приветствовать на нашем форуме :bq:.
    Простите, но вот только жаль, что не знаю как к Вам обратиться, так как Вы не назвали своего имени :(... А называть Вас по нику, столь некорректному для нашего форума язык не поворачивается :bk:(см. пункт 6 "Правила форума" http://pravoslavie.org.ua/showthread.php?p=693#post693).

    Очень внимательно прочитала Ваше сообщение и кое-что хотела уточнить.
    Вас что-то смущает в Святом Писании? Что-то вызывает сомнения?
    А почему Вы думаете, что всем людям вообще должно быть дано осознанно понять весь Божий промысл?

    Божественное бытие нетварно. Не являясь умопостигаемым предметом или воспринимаемым чувствами явлением, Бог не может быть познан усилиями человеческого ума или чувств как часть этого мира. Для правильного понимания Божественного Откровения нам надо прибегнуть к помощи Творца.
    «Спаситель отнюдь не сказал, будто познать Бога решительно невозможно, — учит св. Ириней Лионский, — а сказал только, что никто не может познать Бога без Божественной воли, без научения от Бога, без Его откровения («и кому Сын хочет открыть»). Но так как Отец соизволил, чтобы мы познали Бога, а Сын открыл Его нам: то мы имеем о Нем необходимые познания».

    Существуют специальные молитвы перед прочтением Святых книг.
    И, конечно же, понятно, что не всем дается это познание. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения.

    Апостол Павел утверждает, что: «...никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3). Это значит, что понимание приходит только к тем, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.
    Поэтому атеистам это и невозможно. :bn:
    Мне показалось, что Вы атеист - поправьте,если я ошибаюсь.

    Господь через Библию открывает нам непосредственно Сам (пришествие Иисуса), а также через праведных людей (апостолов, пророков, святых отцов) все, что нам должно знать, чтобы иметь возможность вести праведный образ жизни и спастись.
    Божественное Откровение — раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя.

    Мы принимаем все книги Священного Писания, так как все в них Боговдохновенно. Если нам, что то не понятно, то это не означает, что это ложно или не соответствует истине. И у каждого человека свои индивидуальные способности к восприятию (интуитивная, разумная осознанная и пр.)

    Например, я, читая Евангелие впервые, практически вообще ничего не поняла. Перечитывая второй раз, уже кое-что начала понимать. А сейчас, перечитавая строки Святого Писания уже в N-ный раз, до сих пор продолжаю открывать для себя все новые и новые истины. :bw:
     
  3.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Простите, но Вы, похоже, не поняли о чём идёт речь.

    Детальнее и умнее об этом писал прот. А.Шмеман ( ссылка: http://www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_303.html )

    Дело вовсе не в признании/непризнании авторитета Св. Книг, а в невольной уступке позитивистскому духу в строках обычных катехизисов.:bk:
     
  4.  
    Ольга
    Оффлайн

    Ольга Пользователь

    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Я перечитала Ваше сообщение и прошлась по предлагаемой ссылке... Не вижу смысла разводить полемику по этому вопросу (тем более, что форум наш не является полемическим) и не разделяю, по-прежнему, Вашего смущения ("брюзжания").:bl:
     
  5.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Значит зря и брюзжу:(
     
  6.  
    иерей Олег
    Оффлайн

    иерей Олег Новичок Cвященнослужитель

    Сообщения:
    61
    Симпатии:
    21
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Дорогой Гендальф! На самом деле это замечательный вопрос. Точнее, таких вопросов есть множество. Поэтому очень хотелось бы, чтобы в дискуссию включались учащиеся семинарий и академий. Действительно, в православном, а в частности, в русском богословии, встречаются учения недогматического характера, пришедшие к нам из западной схоластики (например, учение об удовлетворении правде Божией, не находящее отражения ни в одном из литургических текстов )… Но в данном случае мы имеем дело не со схоластикой…
    Что касается богопознания: В богословии мало просто что-то изучать. Нужен определённый духовно – нравственный уровень. Научное знание – это овладение неким объёмом информации. Знания о Боге приобретаются только на личном опыте. Богопознание – цель человеческой жизни и достигается она через богообщение. Фактически, познать Бога – обрести спасение своей души. Это перифраз евангельского текста : Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. (Ин. 17:3). То есть, познание Бога = вечная жизнь.
    Познание Бога и богословское знание о Нём – разные вещи. Богопознание не есть однократный акт – это длительный процесс во времени, который включает в себя не только работу мысли, но, прежде всего изменение образа жизни. Богопознание невозможно без божественного откровения. Мы знаем Бога настолько, насколько Сам Бог благоволил открыть нам о Себе. Мы не можем познать Бога без Его воли. Мы знаем только то, что может вместить человеческий разум.
    Преп. Феодор Студит писал : « Из здешних, наземных познаний одно бывает по естеству, а другое – сверх естества. Что есть это, второе, явно будет из первого. Знанием естественным называем мы то, которое душа может получить через исследование и взыскание, естественными пользуясь способами и силами. А сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путём, превышающим его собственные способности и силы, или в котором познаваемое сравнительно превышает ум. Бывает же оно от Единого Бога, когда найдёт Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым божественной любовью».
    Должен заметить, дорогой мой Гендальф, преподобный Феодор Студит – вовсе не средневековый католик. Он жил на Востоке в 8 веке.
    Что же такое естественное богопознание?
    1) Познание Бога путём космологического умозаключения (т.е. через созерцание красоты и целесообразности устройства мира и природы):
    Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18:2)
    Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1:20)
    Святитель Василий Великий: «Не познать Творца из созерцания мира – ничего не видеть в ясный полдень».
    Св. великомученица Варвара пришла к Богу, рассматривая природу.
    2) Познание Бога путём самопознания:
    Тертуллиан: «Душа человека по природе христианка».
    Прп. Иоанн Дамаскин: «Познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого».
    Как насадил? – трояко: У души есть разум, воля и чувство.
    Любой ум имеет в себе понятие о том, что есть Существо совершеннейшее и бесконечное.
    Воля тоже говорит, что Бог есть. Она имеет в себе внутренний голос совести – нравственный закон.
    Совесть – черта образа Божия в человеке.
    Чувство : Бог сделал человека таким, что он стремится к счастью, блаженству в жизни, но понимает, что в пределах земной жизни достичь его невозможно.
    3) Познание Бога через рассмотрение человеческой истории (Прежде всего – истории богоизбранного народа). В Ветхом Завете – это Израиль, в Новом – христианская Церковь.
    Сверхъестественное богопознание:
    1)Ветхозаветные Теофании (Богоявления) – например: Неопалимая Купина, Лестница Иакова…
    2) Чудеса, которые творил Иисус Христос в течение Своей земной жизни.
    3) Познание Бога через опыт внутреннего созерцания (умное откровение), часто в опыте Иисусовой молитвы (исихазм).
    Познание Бога через изучение Священного Писания нельзя отнести ни к естественному ни к сверхъестественному, потому что способ его получения – сверхъестественный, а способ усвоения (чтение) – естественный.
    Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Святитель Филарет не был позитивистом – он был глубоко верующим православным христианином и богословом. Мы не можем утверждать, что православные богословы никогда и ни в чём не погрешали в теологуменах, но утверждать, что святитель Филарет излагает вероучение Церкви под влиянием идей позитивизма, это уже чересчур! Впрочем, Вы, безусловно имеете право на своё мнение, и, если представите достаточное количество ссылок и аргументов, возможно, оно заставит пересмотреть некоторые аспекты нашего богословия. Лично мне не нужны никакие научные доводы касательно веры в Бога. Опыт моей жизни показывает, что Господь промыслительно заботится обо мне и о других людях. Я также не исключаю, что, может быть не совсем верно понял то, что Вы хотели донести до наших пользователей и гостей, если так, прошу прощения. С почтением, иерей Олег.

    PS: И ещё кое - что: Маленькая просьба. Не только к Вам, но и ко всем: Давайте излагать свои мнения со спокойным духом, без яростных нападок на кого бы то ни было, ибо в этом случае создаётся впечатление, что пишущий просто хочет показать свою эксклюзивную грамотность и эрудицию, вместо того, чтобы действительно принести пользу читателям. Если человек настолько грамотен, ему, я думаю, лучше преподавать в Гарвардском университете, а не писать в форуме для отсталых пользователей. :) Только без обид !
     
    Последнее редактирование: 17 дек 2009
  7.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    На этом и сойдёмся.
     
  8.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Ув. о.Олег, Ваша ссылка на преп. Ф.Студита некорректна. Он говорит о познании наук и познании Бога. А я писал о двух пониманиях в познании Бога, точнее - божественного откровения (позитивистское и интуитивистское). Итак, познание «которое привходит в ум путём, превышающим его собственные способности и силы» (по Студиту) может быть нами понято как субъективное откровении чрез интуицию или как неординарное, но извнешнее звуковое или чувственное воздействие. Приведённая цитата Студита этот вопрос не затрагивает.
    Так вопрос в том, что это было? Если это не было, своего рода, догадкой или прозрением, т.е. если не сам человек делал заключение о том, что это было, а самое происшествие свидетельствовало о себе автономно (как, например, чужой голос или касание руки), то мы – позитивисты, если же без «не», то - интуитивисты. В последнем случае теряет всякое значение деление на «сверх» и «естественное» откровение, т.к. в обоих случаях роль человека в классификации явления остаётся первичной.

    Вот походу примерчик древнего отношения к интуитивному откровению из «Древнего патерика» гл. 8, § 31 : «Как скоро ушли отцы, старец, рассуждая сам с собою о случившемся, уходит к этому брату... Авва Силуан говорит ему: ты знаешь, что я кроме субботы и воскресения не выхожу из кельи, но ныне вышел я среди седмицы, ибо Бог мой послал меня к тебе. (брат открывает ему свой подвиг) ...Услышав это, авва Силуан подивился и сказал: поистине приходившие отцы были святые ангелы, желавшие объявить добродетель брата, ибо в пришествие их произошла во мне великая радость и веселие духовное». Таким образом, мы видим, что как опознание гласа Божия, так и явления ангелов происходило не эмпирически, а вполне интуитивно.
     
  9.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.096
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Вы, брат Гэндальф, конечно, замудрили. Но я свои 5 копеек тоже вставлю. Собственно если сравнить формулировку Катехизиса и Феодора Студита, то речь идет о принципиально разных вещах. Катехизис классифицирует Откровение, т.е. способы обращения Бога к человеку. Согласен с Гэндальфом - формулировка по сути некорректна: ЛЮБОЕ ОТКРОВЕНИЕ БОЖИЕ О СЕБЕ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННО, ибо речь идет о Боге. Прп. Феодор классифицирует СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ (Бога в том числе) - вполне позитивистский процесс (до определенного предела, впрочем).
     
  10.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Интересную тему подняли. Я сама, пока не смогла понять нашу веру в Бога умом. И считаю, что нужно просто верить сердцем, чувствовать Бога, а от ума большие проблемы. Хотя вопрос познания Бога для меня открыт и мне всегда интересно, что отвечают наши уважаемые священники. Спасибо Иерей Олег и Протоиерей Всеволод за разъяснения.
     
  11.  
    Мастер
    Оффлайн

    Мастер Заблокирован

    Сообщения:
    70
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    Я бы хотел в этой странице спросить у уважаемого Олега. А как вы думаете имя самого Бога Отца, которого Иисус верный сын?
     
Загрузка...