О заповеди любить плохих

Тема в разделе "Нравственные вопросы", создана пользователем Гендальф Серый, 25 фев 2011.

  1.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Дорогие форумчане, я решил не теребить ваши благочестивые нервы и умы полутонами и вопросительными знаками, и решил представить тему уже заранее имеющй диалогичность. Диалог сей, конечно, не закончен. Вам его продолжать или запрещать. Однако начинается он так:

    «Правда мистера «А» и мистера «Бэ»»


    Мистер «А»: Православная Церковь, ища и обретая святые души, поставляет их в пример агиографией (житиями святых), молитвенным призванием и т.п. Почитаем мы людей поистине прекрасных. И те, кто у нас в святцах – люди, безусловно, незаурядной души. В этом – благо и богатство, но в этом-то и беда, что в святцах у нас - лучшие из лучших! Я в этом вижу хороший вкус и дурное христианство.

    Мистер «Б»: [...?]

    Мистер «А»: Что это значит? Христос почти все Свои проповеди, притчи и изречения посвятил тому, что блаженными должны быть совсем нищие духом; что любить нужно тех обычных и даже плохих людей, которые рядом.
    Язычество же – наоборот: ищет полу-богов, героев и аватар. Грубо говоря, вся агиология, при всей своей безусловнейшей святости и правоте, является глубоко нехристианской. Если бы Христос искал лучших и духовнейших, он не хвалил бы самарянку, кровоточивую, блудницу, мытаря и разбойника. Но Он не был язычником, Он есть Господь, учащий любить врагов не потому, что они чем-то всё-таки хороши, а потому, что их не за что любить. «Благословляйте проклинающих» - не потому, что в их проклятиях есть доля справедливости, а потому, что это – крайний пример нуля благодетели. Перечитайте Евангелие, вспомните всё, что помнится: едва ли ни каждый эпизод подчёркивает одно и то же – прими обычного как ближнего, как брата, как Бога. Прими грязного, грешного, осквернённого и проклятого Богом (как думали люди о проказе, бездетности, женских кровотечениях и т.п.). Но нет! Христианство (и Православное и всякое иное) всё собирает по крупицам хороших людей, и прославляет их за их благодетельность. Да, они таковы, но они не были бы таковыми, если бы искали везде и во всех благодатность. Таким образом, святые святы вопреки святцам как эталону.
    Есть прекрасная и правдивая мысль: в каждом человеке есть образ Божий! Это - правда, он есть, но если мы ищем доброго даже в какашке, то не отступаем от своей давней затеи – любить доброе и приятное. Нам трудно будет придумывать добро там, где мы его не видим. Придётся верить в предположения, гипотезы, силлогизмы о том, что в этом уродце есть, наверное, что-то божественное! К чему такая нехристианская потуга? Где реализм веры? «Любите врагов ваших!», а не ищите в них друзей. Чтобы миловать собаку не нужно придумывать, что у неё душа человеческая или от Бога. Идолопоклонническая сущность почитания святых состоит в том (парадокс!) что они святы. В святцах, как ориентирах духовного приложения, должны быть:
    1) обычные люди;
    2) презренные люди;
    3) конченные негодяи.
    В противном случае, мы удаляем себя от заповеди - любить реального ближнего, культом необычных, поистине, потрясающих людей. Святые по слову прот. С.Булгакова – «религиозные гении». Они есть неординарное явление даже в Церкви. Так почему же мы ориентируем себя на гениев? Их ведь всякий полюбить может. Преп. Серафима Саровского как и Иоанна Крондштадского любили все. А уж для того, чтобы их любить в рафинированных, стилизованных святцах вообще никакого усилия не требуется. Мы скатились в поиск лёгких ближних, святых ближних, которых мы согласны любить, да ещё при этом, считать это христианским служением. Это противоположно Евангелию!

    Мистер «Б»: Простите, но, тем не менее, давайте зададимся вопросом: а могли ли святцы выглядеть иначе? Ответ – нет. Времена и нравы были таковы, что шагать нужно было не от благочестия к Евангелию (о чём говорит Христос), а от дикости к маломальскому моральному устою. Поэтому диктовать истории «как должно было быть» - неумно.

    Мистер «А»: А мы этого делать и не станем: что было, то – правильно. А что было не так, судить могут только их современники. Мы же поставлены Богом лицом к осознанию Евангельской Вести самим годом своего рождения, страной проживания, культурой мысли... в общем, всеми обстоятельствами жизни так, что у нас нет «ушей, чтобы не слышать». Думаю, было бы интеллектуальным и духовным дезертирством притворяться непонимающими этой простой евангельской мысли, поданной мною. Почти два тысячелетия, по большому счёту, христианство не принимало этой идеи, как не принимало до недавних пор Благовестия об отсутствии расовых, национальных и половых границ в церковном социуме. Как не принимало оно запрета клятвы, критики идеи канонов, постановлений и прописей. Как не принимало оно приятия еретика (самарянин, самарянка, сирофиникиянка, сотник и т.д.). Как не принимало оно идеи непротивления злу силой и непринуждения к вере («к свободе призваны вы, братья!»). Как не принимало самой мысли о том, что Бог пришёл «не для того, чтобы Ему [потом] служили»! А мы без стыда пред Евангелием говорим, – богослужение! и т.д. и т.п.
    Вывод: я не призываю к революции – её всегда творят обманутые, но поправить стрелки духовного компаса, думаю пора!

    Мистер «Б»: У меня есть возражение: святцы призывают любить не святых в святцах, а как святые в святцах, т.е. быть святым по любви к Богу и грешникам. Поэтому, при общей правильности замечаний, жития святых прошу оставить в покое!

    Мистер «А»: Да, Вы правы. Мне не под силу очистить идею так, чтобы в ней не было лишнего. Но коль скоро Вы её понимаете и так, то примите и её, как согласились принять прокаженного и прочих.

    На этом разговор прервался предложением попить чаю!
     
  2.  
    р.б. Ксения
    Оффлайн

    р.б. Ксения Мисс Начитанность Перекладач

    Сообщения:
    665
    Симпатии:
    637
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Так, Мистер "А" прав, на мой взгляд, и то ли мне повезло, но мне чаще встречаются люди, которые не считают мерзостью разговаривать с бомжами как с людьми, подымать их на морозе и приводить в свои евро-квартиры.
    Не знаю, как можно иначе понимать «Любите врагов ваших!»? как это понимает Мистер "А"
    Я прочла когда, то у протоиерея А.Меня такие слова:
    "Христос не упрекает грешников, Он их любит, и в ответ на любовь, которая дается даром, которая дается как подарок, человек зажигается благодарностью, и ради благодарности становится достойным этой любви. Он может быть любим, не потому, что он достоин: он может научиться быть достойным, потому что он любим"
    Есть пословица :"Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит". Очень действует на простом, земном, бытовом уровне.

    А вообще человеку, который не нищ духом (не видит своей греховности), трудно любить ближнего, ибо Любовь- это крыша, вначале котлован надо вырыть (свои грехи увидеть), а потом говорить о Любви...
     
  3.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.096
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Собственно все эпатажные изыски мистера "А" тонут в глубине этого простого замечания. Почитаем жития святых - там все то, о чем говорит мистер "А" и гораздо больше.
    А он (м."А") сделал лубочную картинку христианства, убедительно ее раскритиковал и доволен собой. Что-то мне это очень сильно напоминает.
     
    Тамара нравится это.
  4.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.200
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Мистер А очень красиво всех развёл на нарушение силлогизма с отрицанием на второй фигуре:
    "Все мы должны любить людей; Вы любите святых, следовательно, вы не любите грешников", - классический софизм.
    Соответственно, рушатся все его умопостроения.
     
Загрузка...